Корректировка траектории полета

Корректировка траектории полета

22
0

Представим себе, что космический аппарат, набрав надлежащую скорость, совершает полет к Луне. Цель полета — произвести посадку на Луну. Вследствие неизбежных ошибок в работе системы управления двигателем и ориентацией направления тяги двигателя при разгоне к Луне космический аппарат в своем движении отклонится от заданной ему траектории. Величина этого отклонения случайна, она может быть направлена в любую сторону, поскольку в работе системы управления двигателем и ориентацией тоже имеются случайные ошибки. Чтобы дать прогноз фактического Движения аппарата, т. е. найти возникший промах, нужно определить его орбиту. А это означает: надо определить, где находится аппарат, т. е. произвести с помощью приборов http://azinstrument.ru измерения параметров его движения относительно измерительных пунктов в несколько моментов времени, а затем определенным образом с помощью математики обработать результаты измерений. Здесь не рассматриваются детали этой операции.
Обратим лишь внимание на то обстоятельство, что, измеряя и рассчитывая местоположение космического аппарата и прогноз его движения, мы одновременно вносим дополнительные искажения, так как сами данные измерений в результате несовершенства измерительной аппаратуры содержат в себе ошибки. Значит, в реальной обстановке определение орбиты и прогноз движения не могут быть идеально точными и в той или иной степени носят приближенный характер. Больше того, при расчете прогноза вносится еще целый ряд других искажений, обусловленных неточным знанием системы сил, действующих на космический аппарат в полете. Кто, например, может совершенно точно указать массу Земли, Луны? Вспомните «прекрасную фигуру Земли», о которой было написано в «Преддверии сказочного мира» и которую до сих пор до конца не могут определить не только геофизики и геодезисты, но даже и баллистики. В результате совокупного действия разного рода неизвестных случайных возмущений и неучитываемых погрешностей в работе технических средств прогноз движения приобретает вероятностную окраску: баллистики говорят, что космический аппарат движется по одной из траекторий, заключенных как бы в трубку, и указывают при этом вероятность нахождения его по сечению трубки. Упираясь на Луну, эта трубка вырежет на ее поверхности определенную область, пятно, как говорят баллистики, внутри которого с какой-то вероятностью возможна посадка космического аппарата.
А теперь предположим, что необходимо скорректировать орбиту, т. е. сместить пятно на поверхности Луны, ликвидируя тем самым промах. Выполняя весь цикл по ориентации направления тяги двигателя, запуску и выключению его, мы неизбежно внесем еще одни погрешности. К первому вероятностному процессу добавляется еще один!
Посмотрите, какая получается цепочка: включение двигателя для старта к Луне — определение орбиты — прогноз движения — снова включение двигателя и т. д. И на все эти операции накладываются ошибки, сами операции порождают новые ошибки, на один вероятностный процесс наслаивается другой. Вот она — настоящая физическая картина полета космического аппарата, какой ее видят баллистики!
Однако сложности удовлетворения второго критерия на этом не заканчиваются.

READ  Виды светодиодов. Как делают светодиоды разных цветов

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ