Наверх
Схемы устройств применяемые
дома и в быту

Навигация

Реклама


Популярное

Основная особенность конструкции коаксиального кабеля состоит в том, что внутри него находится два...

В сезоне осень-зима выделяются определенные тенденции, которые будут определять женскую моду в...

Казино НетГейм определенно точно предлагает своим клиентам только самый качественный контент. В...

Как приятно и увлекательно находится в процессе покупок, а делать эти покупки еще и со скидками в...

...

» » …В статье «Кризис индивидуализма»
Проголосовало: 0

…В статье «Кризис индивидуализма»

Категория: Для дома

Шиллер верит в силу слова, убеждения, разума, в добрую волю людей. Он бьет в набат и призывает:

  • Друзья! Скорей
  • В один кружок сольемся с ликованьем
  • И окрестим наш колокол названьем
  • СОГЛАСИЕ, для счастия людей…

Кому-то это покажется наивным, далеким от суетной и жестокой действительности. Однако без таких душевных порывов, без высоких идеалов и устремленности к ним, общество превращается в стадо – сытых или голодных скотов в зависимости от обстоятельств места и времени, да от проницательности хозяев.

…В статье «Кризис индивидуализма» (1905) русский поэт и культуролог Вячеслав Иванов провел единую линию от Дон Кихота и Гамлета, показывающих трагедию личности, к тому «…чье творчество уже намечает исход (или возврат) из героического обособления в хоровую соборность духовной свободы», – зачинателю действ всенародных Шиллеру. «Сервантес, Шекспир, Шиллер – вот звездное сочетание на нашем горизонте: пусть разгадают астрологи духа!»

Сейчас, в начале XXI века, разгадывать подобные знамения, глядя в прошлое, а не в будущее, нетрудно. Ведь благородные призывы и надежды на всеобщее согласие, скрепленное трудом и братской любовью, со всей определенностью не оправдались. Как бы мы ни располагали на небосводе духовной культуры созвездия гениев, земные дела вершатся по своим законам. И это осознал к концу своей жизни Шиллер, нашедший философское отдохновение в обществе мудрецов – Гёте, Гердера… Он размышляет о недостижимой, как мечта, юной и прекрасной поре античности (какой она видится романтику) в стихотворении «Боги Греции»:

  • Светлый мир! о где ты?
  • Как чудесен
  • Был природы радостный расцвет.

Поэт печалится по тому времени, когда люди воспринимали природу как чудо, восхищаясь ее красотой и гармонией, отзвуки которой наполняли их души. Но взгляд человека становился все более хищным, алчущим благ материальных, и все изменилось:

  • Без любви к виновнику творенья,
  • Как часы, не оживлен и сир,
  • Рабски лишь закону тяготенья
  • Обезбожен служит мир…
  • Боги улетели в область сказки,
  • Унося туда же за собой
  • Все величье, всю красу, все краски,
  • А у нас остался звук пустой…

И вновь – преувеличение, ибо слово его вовсе не было звуком пустым. Просто были тщетны надежды, что глаголом можно не только «жечь сердца людей», но и пробуждать твердые убеждения, непоколебимую веру в истину и благородство.



 
Вернуться назад »

Оставить комментарий

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: